Редакционная статья номера АудиоМагазин №3 (110) 2013 года

АудиоМагазин</b> №3 (110) 2013 года С аудиотехникой высокого уровня связан важный фактор в области эмоций. Более или менее эмоционально мы откликаемся на любую музыку, в том числе несущуюся из непритязательных мини- и микроцентров. И даже из-за стенки, хотя эти эмоции часто со знаком минус. Что уж говорить о High End, который не может позволить себе быть непритязательным.

В творимых аппаратурой — вернее, музыкой в ее представлении, — ручейках, реках и морях эмоций заключена как сила, так и слабость Hi-Fi. С силой понятно: аппаратура создает эмоциональную энергию, ради которой «придумана» и существует музыка… да и сама аппаратура. Ну а слабость… Она начала явно проявляться в последнее десятилетие, и тут перед аудиожурналистикой встают непростые задачи.

Люди недоумевают: не многовато ли лирики и всяческих эфемерностей (то есть эмоций) в журнальных статьях сегодня, когда всё и вся исчисляется и переводится в двоичный код? Сегодня, может быть, пока не всё, но завтра… В головах читателей, подсознательно ждущих строгих оценок и не приемлющих i без точек (время такое), тлеет недоверие. В одной статье автор восклицает: «звучание замечательное, восхитительное» — и в другой пишет приблизительно то же самое. Как это понять? В чем разница? Другое дело — герцы с децибелами. Сказано: 3500 Гц и 92 дБ — и все вопросы сняты. Хотя бы плохонькую АЧХ предъявите — и как-то понятнее, серьезнее все выглядит. Вот если бы ввести по десять-двадцать степеней «замечательного» и «восхитительного», да еще уровни вовлеченности… Но исправит ли это положение? И нужно ли его исправлять?

Эмоции субъективны по своей природе, по определению. Скажем, читаешь в журнале: «Звуковая сцена — как в концертном зале». Подразумевается, что система способна играть очень мощно и чисто и что звучание ее — едва ли не лучше, чем наяву. Встречая подобное, я вспоминаю любимую детьми книгу о лучшем в мире Карлсоне, который отказывался верить, что такую большую домомучительницу можно запихнуть в такой маленький телевизор. Действительно, звуковые громады концертного зала, стадиона (рок-концерт) никак не влезут без ужатия в комнату прослушивания. И комната в жилище олигарха не исключение. Даже струнному квартету и роялю в обычном помещении тесновато — для дома делают другие рояли: кабинетные, миньоны, наконец, пианино. И могущество цифровых форматов не помогает: они-то могут, но может ли комната? О виниле с его куцым динамическим диапазоном говорить не приходится.

Конечно же, слова эксперта о звуковой сцене — это эмоции, но, с другой стороны, эмоции реальные, непридуманные, проявившиеся благодаря звучанию, в котором было-таки что-то, что подожгло эмоциональный запал. Видимо, системе неким образом удалось убедить слушателя, пробудить в нем соответствующие ощущения. Обмануть, наконец. Так или иначе, надо помнить, что опытный эксперт способен дифференцировать, глубоко анализировать и внятно излагать свои впечатления, которые становятся важными, а иногда и своими для тех, кто читает журнал.

В определенном смысле любое искусство нас немного (или сильно?) обманывает. Скажу мягче: вводит в заблуждение. Кино заставляет поверить, что бомба взрывается совсем рядом и тебя едва не задевает осколками (для этого придуманы и 3D, и 4K, и всяческие «долби»); художник — что перед тобой настоящий берег настоящей Оки (ему в помощь экспозиция, краски, перспектива и т. д.) Ну а система High End — что ты слушаешь баховские «Страсти» прямо в концертном зале или даже в лейпцигской церкви Св. Фомы, где Бах служил кантором. Однако, чтобы что-то получилось, и к 3D, и к теории красок, и к однотактной схеме класса А совершенно необходимо приложить талант (кстати, об эмоциях: все чувствуют, что это такое, но никто не понимает). Получается, аудиоинженер обязан быть в каком-то смысле «инженером душ».

Перечитывая отчет о прошедшем весной этого года Hi-Fi / High End Show, я обнаружил, что в нем, к сожалению, ничего не сказано об очень интересной экспозиции дистрибьюторской компании «Техно-М», показавшей на выставке немало любопытной техники, ряд образцов которой получал высокою оценку на страницах нашего журнала в разные годы. В последнее время мы писали об акустических системах Living Voice, Harbeth и Tocaro, об эквалайзере Universal Tone Control… Все это аппаратура, дарящая людям живую музыку.